Развитие гражданской обороны в России имеет почти вековую историю.
Началом пути ГО в нашей стране считается март 1918 года, когда появился первый документ, определяющий мероприятия гражданской обороны.
А 4 октября 1932 года было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые были определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны (МПВО), предназначенной для защиты населения от воздушного нападения. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО и Днем гражданской обороны России.
Следующий этап охватывает годы Великой Отечественной войны. Своевременное создание МПВО обеспечило тогда успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.
После войны МПВО совершенствовалась с целью создания наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.
В 1961 г. местная противовоздушная оборона преобразована в гражданскую оборону - систему общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от ядерного, химического и бактериологического оружия, а также в целях проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах возможного массового поражения. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача в то время не стояла.
А вот после окончания "холодной" войны на гражданскую оборону были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время.
Из-за упразднения государственных структур СССР в 1990 году был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей, который после ряда преобразований в 1994 году становится Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В 1992 г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС(РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Большое количество ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций, сопровождаемых значительными людскими и материальными потерями, сохраняющаяся опасность возникновения войн и вооруженных конфликтов повышают актуальность защиты населения и территорий в настоящее время. Поэтому решение новых задач, возложенных на единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и на гражданскую оборону (ГО), невозможно без создания и обеспечения функционирования целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей проводить единую государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей. Причем, чем сложнее задачи - тем выше требования к системе управления.